В 2023 годы Музей Литературы ХХ века им. Даля провел конкурс среди мастеров ювелиров и керамистов на создание сувенирной продукции для своих музеев под названием «Вещь тебе». Для меня это было очень интересным вызовом, и, подав заявку, я прошла в список участников. Программа была насыщенной, ведь в Музей Литературы входят множество домов-музеев писателей, таких как дом-музей Чехова, дом-музей Лермонтова, Достоевского, Герцена, Пастернака, Толстого(Алексея), Чуковского и т.д.
Задача дизайнеров была следующей: изучить музеи, выбрать свой, придумать серию украшений для конкретного музея.
Мой выбор пал на Дом-музей Ф. М. Достоевского и Дом-музей М. Ю. Лермонтова. Именно в этих замечательных музеях в голове родились идеи украшений. Хотя, уверена, если бы мы обладали бОльшим временем, то я бы с радостью была готова поработать с каждым из музеев. Но об этом позже.
На этапе презентации идей было необходимо создать эскизы и рассказать концепцию коллекций.
Задача дизайнеров была следующей: изучить музеи, выбрать свой, придумать серию украшений для конкретного музея.
Мой выбор пал на Дом-музей Ф. М. Достоевского и Дом-музей М. Ю. Лермонтова. Именно в этих замечательных музеях в голове родились идеи украшений. Хотя, уверена, если бы мы обладали бОльшим временем, то я бы с радостью была готова поработать с каждым из музеев. Но об этом позже.
На этапе презентации идей было необходимо создать эскизы и рассказать концепцию коллекций.
Музей Ф.М.Достоевского
Начнем с музея Достоевского. Надо отметить, что литературный музей - это не художественная галерея. Здесь визуальной составляющей мало, образов, за которые можно зацепиться, практически нет. Безусловно, все мы знакомы с ключевыми произведениями классиков, а Федор Михайлович входит в топ самых уважаемых русских писателей по всему миру. Но когда речь заходит о сувенирной продукции, образы должны быть понятными, емкими. А еще такими, которые захочется носить! Ведь это ювелирные украшения! Короче, топор сразу отмели.
Итак, в залах музея были представлены первые печатные издания. У Достоевского это произведение «Бедные люди». Сразу же заинтересовало то, как было напечатано имя писателя- «Бедные люди. роман Федора Достоевскаго». Старый стиль. В те времена писали дореформенными буквами. Имя писателя было написано через упраздненную языковой реформой 1917 года букву фита «Ѳ». Я подумала, что эта буква может стать символом музея - здесь и отсылка ко времени, и к личности писателя, и к его деятельности – буква - главный инструмент, так сказать. Выбрав фиту за основу коллекции я предложила несколько изделий - кольцо-печатка, простое и лаконичное, где буква будет напоминанием о любимом авторе. Кулон с буквой на леске, а также перспектива на любой мерч с фитой.
Итак, в залах музея были представлены первые печатные издания. У Достоевского это произведение «Бедные люди». Сразу же заинтересовало то, как было напечатано имя писателя- «Бедные люди. роман Федора Достоевскаго». Старый стиль. В те времена писали дореформенными буквами. Имя писателя было написано через упраздненную языковой реформой 1917 года букву фита «Ѳ». Я подумала, что эта буква может стать символом музея - здесь и отсылка ко времени, и к личности писателя, и к его деятельности – буква - главный инструмент, так сказать. Выбрав фиту за основу коллекции я предложила несколько изделий - кольцо-печатка, простое и лаконичное, где буква будет напоминанием о любимом авторе. Кулон с буквой на леске, а также перспектива на любой мерч с фитой.
Как вариант я также предложила развить тему упраздненных букв: Ѳ-фита, Ѵ-ижица, Ѣ-ять (которая, кстати, уже есть в моей коллекции украшений) и і-И десятиричная.
Следующая тема - рукописи. Музеи нас порадовали возможностью поработать с архивами и рукописями писателей. Идея на поверхности - каф браслет с цитатой Достоевского, изящное решение. А также кольцо, стилизация под кольцо 19 века, с гравировкой цитаты писателя.
Мы (я и моя помощница Екатерина) с блаженной улыбкой выискивали самые замечательные и позитивные (!) цитаты писателя. И вот дело дошло до поиска КОНКРЕТНЫХ цитат среди тысяч листов рукописного текста. Что ж, музейные работники покрутили у виска и сказали: «Мы умываем руки, бисерный почерк Федора Михайловича сам черт не разберет!». Неужели мои чудесная идея не может быть воплощена? Нет! Мы сидели часами и пытались разобрать хоть строчку. Надо сказать, по иронии судьбы, Достоевский учился каллиграфии и, как бы смеясь над нами, иногда на полях изящными буквами прописывал отдельные слова. Но все что касается его дневников, черновиков его произведений - увы.
Пришлось трансформировать идею - я очень хотела оставить исторический дух и оригинальную орфографию, и решила обратиться к первоизданиям. Здесь уже все сложилось - мы нашли конкретные цитаты в первых изданиях писателя и смогли использовать их по задумке.
Из каллиграфических слов, которые писатель выводил на полях своих черновиков, я выбрала слово «Москва», и решила поместить его на кольцо. По смыслу здесь несколько моментов - это Московский дом-музей Достоевского, писатель прожил здесь до 15 лет, переехав далее в Санкт-Петербург, это слово, которое своей рукой написал Федор Михайлович, и, кажется оно должно понравиться всем, кто любит наш город.
Пришлось трансформировать идею - я очень хотела оставить исторический дух и оригинальную орфографию, и решила обратиться к первоизданиям. Здесь уже все сложилось - мы нашли конкретные цитаты в первых изданиях писателя и смогли использовать их по задумке.
Из каллиграфических слов, которые писатель выводил на полях своих черновиков, я выбрала слово «Москва», и решила поместить его на кольцо. По смыслу здесь несколько моментов - это Московский дом-музей Достоевского, писатель прожил здесь до 15 лет, переехав далее в Санкт-Петербург, это слово, которое своей рукой написал Федор Михайлович, и, кажется оно должно понравиться всем, кто любит наш город.
Ну что же, вот и собрали по частям все идеи. Теперь воплощаем их в жизнь и любуемся результатом. От некоторых идей по итогу я отказалась - металл сначала выбрала нейзильбер - это сплав никеля, меди и цинка, и по цвету он одновременно и холодный, как серебро, и теплый, как золото - как бы подстраивается под тот металл, что уже на вас надет. Когда изделия были уже отлиты и наступил момент утверждения, я поняла, что хочу все предметы, касаемые музея Достоевского выполнить в холодной серебряной гамме, с черной гравировкой, имитирующей печатные на бумаге буквы.