Музей сам по себе потрясающий, много юмора, деталей жизни Михаила Юрьевича. Осознание мощности личности.. Но за что цепляемся?
Хотелось что-то личное. Я стала изучать исторические книги, где можно было ознакомиться с вещами, принадлежавшими поэту, но которых нет в экспозиции музея. И сразу мне в глаза бросилась вещица, которая показалась мне настолько емкой в плане смысла - это карандашик в стеклянном футляре, который был найден в кармане куртки писателя в день его смерти, после дуэли. Он находится в хранилищах Пушкинского музея, и воочию вещь увидеть мне не удалось. Однако образ карандаша, который носил с собой Лермонтов (а ведь он был чудесным художником, помимо того, что был великим поэтом и драматургом!), этот образ объединил в себе два таланта Михаила Юрьевича. И я решила, что надо делать такой карандаш в виде кулона. Это не просто карандаш, а карандаш в изящном футляре на подвесе.
Оригинал карандаша Лермонтова был недоступен - проблема с авторским правом - он находится в хранилищах Пушкинского музея. Однако идея так понравилась всем нам, в том числе организаторам проекта и работникам музея Лермонтова, что я сразу же решила искать оригиналы карандашей 19 века в антикварных лавках и ориентироваться на них. Найдя замечательный образец, миниатюрный кулон-карандаш, футляр которого выполнен из металла, а внутри находится реальный плоский миниатюрный карандаш с грифелем, мы поняли, что для повторения сего предмета первым делом мы должны найти подходящий карандаш. Изделие оказалось настолько изящным и миниатюрным, не говоря о самом карандаше - всего 5мм в ширину, 50 мм в длину, к тому же плоский. В целом в 19 веке на ходу были и круглые карандаши, но те, что вставляли в металлические футляры определенно были меньше обычного карандаша по размеру. Современный стандартный карандаш в диаметре 8,5 мм, а тут всего 5 мм
Итак, мы начали поиск миниатюрных карандашей - ни один художественный магазин, ни одна карандашная фабрика, ни винтажные и антикварные лавки не могли удовлетворить нашим запросам. Не то что плоского - такого маленького размера карандаша не было ни у кого. Нашелся единственный вариант - советский карандаш 80-х годов под названием «Дерби» - и даже его нам придется пилить на три части. В итоге работаем с этим вариантом.
Еще одна идея к данному дому-музею - конечно же работа с рукописями!
Тут копирую идею, предложенную для музея Достоевского, потому что эта идея хороша, куда ее ни примени. Рукопись Лермонтова у вас на пальце, у вас на запястье.
В музее не нашлось подходящих рукописей, там хрянится лишь их часть, поэтому я также решила обратиться к первоизданиям. Была небольшая сложность с выбором цитаты - хотелось найти что-то позитивное, что стало бы приятным посылом и напоминанием человеку о том, что жизнь прекрасна. В итоге удалось найти замечательные финальные строки из стихотворения «Ветка Палестины»:
«.. Все полно мира и отрады. Вокругъ тебя и надъ тобой.» И подпись на французский манер: Michael Lermantoff.
Для кольца удалось найти слово «Любовь» из рукописей поэта, считаю это удачей, кольцо будет миниатюрным, на мезинец, с вариантами регулировки под три размера.
Ну что же, вот и собрали по частям все идеи. Теперь воплощаем их в жизнь и любуемся результатом. От некоторых идей по итогу я отказалась - металл сначала выбрала нейзильбер - это сплав никеля, меди и цинка, и по цвету он одновременно и холодный, как серебро, и теплый, как золото - как бы подстраивается под тот металл, что уже на вас надет. Когда изделия были уже отлиты и наступил момент утверждения, я поняла, что хочу все предметы, касаемые музея Лермонтова покрыть позолотой, а поверхность изделий сделать матовой. Смотрите что получилось: